Юска Салминен: Я люблю свою работу в Rock Academy

Когда мой редактор предложила мне написать статью о государственной поддержке молодых музыкантов в Скандинавских странах, я первым делом вспомнила про Финляндию и ее интересный проект Rock Academy, в которой известные музыканты помогают молодым рокерам. Я приехала в Коуволу, чтобы поговорить с Юской Салминеном (Juska Salminen). Некогда известный как клавишник таких групп, как Mary-Ann, New Dawn Foundation, To/Die/For и, конечно же, HIM, сегодня Юска работает с молодежью родного города и возглавляет местную Rock Academy.

Расскажи про Rock Academy. Что это?

Юска: Rock Academy Finland зародилась в Турку в 2011 году. Там есть несколько концертных площадок и репетиционных залов. И однажды два парня, Томи Арвас (Tomi Arvas) и Марк Бертени (Mark Bértenyi), решили, что могли бы помогать молодым рок-музыкантам – предоставлять им место для репетиций и выступлений и знакомить с музыкальным бизнесом. И так всё началось. С годами проект разросся. Сейчас Rock Academy работает не только в Турку, но и в Юваскюле. А с 2019 года проект на два года пришел в Рованиеми, Раахе, Кеми, Куопио и Коуволу. В каждом городе в проекте участвуют от двух до четырех групп. Чтобы стать участником Rock Academy, у вас уже должна быть своя группа, вам должно быть меньше 29 лет, и вы должны хотеть провести в проекте полные два года. Других ограничений нет.

Что Rock Academy дает молодым музыкантам?

Юска: Подчеркну, что это не рок-музыкальная школа. Мы не создаем группы и не учим ребят играть на инструментах. Они уже должны быть группой, у которой есть инструменты и которая умеет играть. Мы стараемся развить их умения и таланты играть музыку и сочинять песни. Мы даем им возможность записываться в студии вместе с опытным менеджером. Мы организуем для них выступления так часто, как можем. Через два года у каждой группы появится свой альбом на физическом носителе, хотя бы на CD, в также промо-фотографии и профессиональный видео-клип. Кроме того, минимум раз в месяц мы приглашаем профессионалов – не только музыкантов, но и вообще людей из музыкальной индустрии, чтобы они поделились своим опытом и своим видением на свою профессию и на музыкальный бизнес в целом. Но основная задача Rock Academy – это работа с молодежью.

В чем заключается твоя работа?

Юска: Я должен сплотить ребят как единую команду. Возглавляя Rock Academy Kouvola, я не являюсь ни продюсером, ни менеджером. Мою роль можно описать как учитель, ментор, тренер. Моя задача подготовить парней ко взрослой жизни, говорить с ними о жизни, проводить с ними время.

Кто спонсирует этот проект?

Juska: Rock Academy получает деньги из государственного бюджета от Министерства образования и культуры. Каждый город получает почти 100 000 евро на два года. Это много!

Почему Rock Academy работает только в упомянутых городах?

Юска: Я не знаю всех нюансов. Конечно, ребятам из Турку нужны новые города. А в городах им нужны люди с горящими глазами, которые хотели бы заниматься этой работой. Здесь, в Коуволе, мы очень хотели попасть в этот проект. Организовать в городе Rock Academy и таким образом еще лучше работать с нашей молодежью – это была наша основная задача. К сожалению, сейчас Коувола переживает сильный экономический кризис, и мы не получаем никаких денег от города. Но я надеюсь, что мы сможем продолжить работу. Тем более, что проект много делает для города. Мы полностью оснастили сцену в местном молодежном клубе ‘Nuorten paikka’. Также мы арендуем студию, которая находится в городе. И мы платим зарплату ее звукорежиссеру, который живем в нашем городе. То есть мы приносим деньги в город. И вообще вся концепция проекта очень позитивная. Я очень люблю свою нынешнюю работу.

Кто готовит программу для ваших групп? Ты или кто-то из Турку?

Юска: Это всё что-то типа франшизы. Rock Academy Turku осуществляет контроль качества. Конечно, когда мы запишем альбом, они будут первыми, кто его услышит и даст добро на производство. Турку – главный организатор. И в Турку у нас есть свой координатор. И, конечно, мы должны отчитываться о наших действиях и тратах. Но здорово, что у нас есть свой бюджет и что мы не теряем свою городскую идентичность.

Ты упомянул, что к ребятам из Rock Academy регулярно приезжают профессионалы музыкального бизнеса. Кто уже посещал вас в Коуволе?

Юска: Одна из лучших наших встреч была с известным фотографом и режиссером музыкальных клипов Вилле Ююриккалой (Ville Juurikkala), его рассказ был очень интересным, ведь он работал с таким большим количеством звёзд. А ещё у нас были гитаристы Томи Койвусаари (Tomi Koivusaari) из Amorphis, Микко фон Херцен (Mikko von Hertzen) из Von Hertzen Brothers и Дуглас Блэр (Douglas Blair) из W.A.S.P. Завтра мы ждем в гости Аско Каллонена (Asko Kallonen), генерального менеджера Warner Music Finland. Мы организуем эти встречи в молодежном клубе Коуволы ‘Nuorten paikka’, но вообще приглашаем на них всех желающих.

Кто работает менторами в Rock Academy в других городах? Я пыталась погуглить, но не увидела ни одного знакомого лица. Похоже, ты – единственная рок-звезда среди менторов.

Юска: Забавно, что ты называешь звездой *смеется*. Ну, да, у меня был опыт участия в популярной группе. Конечно, в каждом городе у молодых ребят есть ментор. Но они не обязательно должны быть участниками популярных рок-групп.

По крайней мере, ты был частью музыкального бизнеса и знаешь, что это такое.

Юска: В Куопио с ребятами занимается Сакари Хиетала (Sakari Hietala) из Tarot. В Юваскюле – Сеппо Похьолайнен (Seppo Pohjolainen), драммер из Timo Rautiainen & Trio Niskalaukaus. Но весь наш проект – он не про музыкальный бизнес, а про работу с молодежью. Это базовая идея проекта в каждом из городов: работать с молодыми ребятами, помогать им. Конечно, моё прошлое в HIM помогает мне определённым образом. Но, например, я совершенно ничего не знаю о том, как работают современные студии. И именно поэтому у нас есть свой тренер по студийной работе. Но да, я могу поделиться с ребятами своим опытом… *смеется*… рок-звезды. Ну, то есть опытом участия в популярной рок-группе.

Есть в Финляндии какие-то другие интересные государственные программы, которые помогают молодым рок-музыкантам?

Юска: В каждом городе есть бюджет. В этом бюджете заложены деньги на работу с молодежью. И какая-то часть этих денег предполагает траты на культуру. И дальше их как-то распределяют на месте. Но ни о каких других масштабных проектах типа Rock Academy я не знаю.

Тогда расскажи, что происходит у вас в Rock Academy Kouvola? Какие группы участвуют? Как вы их выбирали?

Юска: Сейчас заканчивается наш первый год в Rock Academy Kouvola. В уходящем году в проекте участвовали две группы: Rock-Criminals и Another Hot Spring. На прослушивании играли четыре группы, но только две из них захотели остаться на проекте на два года.

Я удивлена, что вам не пришлось выбирать из 20 начинающих рок-групп.

Юска: Сейчас, в 2019, играть в группе не так модно, как это было в 1995-2000 годах. Когда я был тинейджером, любая местная группа чувствовала себя суперзвёздами. Но сейчас играть в группе не считается крутым у молодежи. 20 лет назад попасть в студию было огромной мечтой. Когда я играл в Mary-Ann и мы оказались в студии, чтобы записать наш первый альбом – это было просто невероятно! А сейчас каждый может записать альбом у себя дома. Времена меняются, и мы должны с этим жить.

Расскажи про ваши два проекта – Rock-Criminals и Another Hot Spring.

Юска: Обе группы уже существуют несколько лет. Про их музыку тебе лучше поговорить с ними. Наша задача – помочь им развиваться. И все они – отличные ребята. Мне с ними очень легко. Им всем около 20 лет, и это отличный возраст. Они ответственно подходят к делу. Они уверены, что хотят провести в Rock Academy все два года. Скажем, когда ты моложе, два года – это очень долгий период, чтобы планировать свою жизнь. Да и даже эти 20-летние парни. Пара человек уже уехала учиться в Хельсинки, один – в Турку, один работает в Хамине, один работает в Коуволе, еще один собирается учиться в Лаппеенранте.

По крайней мере они учатся и работают, а не болтаются на улице.

Юска: Это правда. Но даже если бы они зависали на улице, мы были бы рады дать им возможность вместо улицы зависать в репетиционном зале или в студии. Если у кого-то есть проблемы в жизни, но также есть музыкальная группа – мы будем рады принять их всех. Именно в этом и заключается работа с молодежью: разговаривать с ними, помогать им взрослеть, создавать вокруг них безопасную среду и музыкальную семью. Но, конечно, жизнь и учеба – важнее, чем любая Rock Academy. Например, когда мы проводим те встречи с профессионалами шоу-бизнеса, они часто говорят, что надо отдать всего себя, чтобы добиться успеха. А я что могу тут сказать? Должны ли эти ребята все бросить и окунуться в шоу-бизнес с головой? Мне кажется, что всё должно быть в меру. И что правда где-то посередине. Конечно, когда-то всем приходится принимать решение. Но, конечно, я также поддерживаю их в стремлении учиться. Мы же все понимаем, насколько чертовски сложно обеспечить себе достойную жизнь с помощью одной только музыки. Никакая Rock Academy не даст гарантии, что кто-то станет звездой. Конечно, если ты познакомишься с Аско Каллоненом, есть шанс ему понравиться и запомниться. Но музыкальный бизнес это не только связи, но и деньги. И всё сложно. 20 с лишним лет назад Аско Каллонен услышал демо-версию песни ‘Wicked Game’ тогда еще никому не известных HIM, и это их история успеха. А запиши они другую песню – и это могла бы быть совсем другая история. И в наши дни всё стало еще сложнее. Тем более, что ты можешь запросто записать альбом дома со своими инструментами и компьютером.

В моих последних интервью я часто поднимаю тему этих странностей в музыкальном бизнесе. Несколько недель назад я разговаривала с Теро Вестериненом (Tero Vesterinen), лидером группы Vesterinen Yhtyeineen. Он рассказал мне, что их группа существует 13 лет, и им понадобилось отыграть более 500 концертов, прежде чем слава пришла к ним. И теперь без единого супер-хита на радио они умудряются полностью распродавать концерты в залах типа Pakkahuone [концертый зал в Тампере, один из крупнейших в Финляндии]. И тем не менее я узнала о них лишь после того, как увидела Вилле Вало (Ville Valo) в толстовке с их логотипом и пошла погуглить.

Юска: Да, это всё очень непредсказуемо.. Надо оказаться в нужном месте в нужное время. И это может быть один такой момент во вселенной. Конечно, надо, чтобы у тебя была хорошая музыка. И надо много работать. И надо иметь талант. И связи. И ты никогда не знаешь, наденет ли Вилле Вало футботку из твоего мерчандаза. Ты, наверное, помнишь 2000-ый год, когда HIM стали популярными и возглавили огромный эшелон. Как много было других групп, которые болтались под ними! Но в результате всегда остается только кто-то один. Ну, двое. Может быть, трое. HIM… The Rasmus…

Наверное, можно вспомнить The 69 Eyes. Но To/Die/For пропали в небытие. Entwine закончит существование завтра [мы говорили с Юской 8 ноября, за день до прощального концерта Entwine в Лахти]

Юска: To/Die/For уже не существует… [Шок, но спустя несколько недель, в самом конце 2019 года стало известно, что летом 2020 года To/Die/For дадут один, вероятно, последний свой концерт на фестивале John Smith]

Моё первое самое сильное впечатление – феноменальное выступление HIM на фестивале Provinssirock’1999. Молодая группа играет перед такой огромной аудиторией! Не представляю, что должно случиться с условными Rock-Criminals, чтобы они сейчас попали на стадион.

Юска: Да и стадионных групп-то не осталось. Кто? Разве что Muse. Какой-нибудь Ed Sheeran – это что-то уже совсем другое. Но ожидать появления новых The Rolling Stones как-то не приходится. А с другой стороны – если тебе приносит это удовольствие, так делай!

Может вашим молодым группам стоит начать исполнять песни на финском языке?

Юска: А что, есть русские группы, поющие на русском и популярные за рубежом?

Ну, по крайней мере они могли бы быть популярными в родной Финляндии. Посмотри на JVG…

Юска: А, ты про это. Действительно, поющие на финском языке исолнители сейчас занимают все высокие места в чартах. Как ‘Haloo Helsinki!’, например. Cheek был супер-популярен. Ellinoora, Vesala… Но это всё за счет радио. Нужен хороший лейбл и очень сильная поддержка на радио. И то ты никогда не знаешь, что получится.

Ладно, давай вернемся к Rock Academy Kouvola. Какие планы на ближайшее будущее?

Juska: Rock Academy пришла в Коуволу пока что на два года, и наша цель продлить проект как можно дольше.
В следующем году к нам присоединится группа Immortal Sorrow. Парни очень молоды, им около 16 лет. Надеюсь, они станут нашим драгоценным камнем, из которого получится бриллиант. Они хорошие ребята и отличные музыканты. И мы по-прежнему хотим дать шанс играть и выступать всем, кто этого хочет. 
Также нам очень понравилась идея, которая сейчас зародилась в Юваскюле. У них есть концертная площадка, где они предлагают любым молодым группам выступать в любое время. Со следующего года мы начнем делать такое же на сцене нашего клуба ‘Nuorten Paikka’. Хотя бы раз в месяц по пятницам мы будем давать возможность всем желающим выступить на нашей сцене. Я не знаю, будут ли такие желающие, но возможность мы дадим. И это не вопрос размера аудитории. Когда мы ездили с еврепейским туром с To/Die/For, у нас были концерты, где мы играли для пятерых человек в зале, а были концерт – где было четыре сотни зрителей. Но практика выступления со сцены нужна обязательно. 
Кроме того, выступление в другом городе – это уникальная возможность поехать куда-то всей группой, как настоящая команда. Несколько недель назад мы с нашими группами ездили в Юваскюлу выступить на той площадке и встретиться с музыкантами The 69 Eyes перед их концертом. Вся эта поездка была незабываемой и для парней, и для меня. Я правда чувствовал себя наставником молодежной команды, и это было здорово. Проводить время с этими парнями – бесценно. 

Be the first to comment

Leave a Reply

Your email address will not be published.